Аппаратно-программный компьютерный тифлокомплекс синтеза речи или компьютерный тифлокомплекс сегодня

Аппаратно-программный компьютерный тифлокомплекс синтеза речи - что это такое?

В 2000 году появились первые упоминания об аппаратно-программном компьютерном тифлокомплексе синтеза речи как о техническом средстве реабилитации инвалидов с поражениями органов зрения. В двухтысячных годах были наработаны технические условия и состав компьютерных тифлокомплексов, в частности, они включали:

Стандартный тифлокомплекс мог быть расширен добавлением следующего специального оборудования: брайлевской клавиатуры с коммутатором, тактильного дисплея и Брайлевского принтера. Также на компьютерном тифлокомплекс устанавливалось специальное программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи и, при необходимости, увеличением изображения на мониторе, оптическим распознаванием сканированных текстов.

Предполагалось, что незрячий оператор аппаратно-программного компьютерного тифлокомплекса может получать информацию с экрана монитора не визуально, а благодаря синтезатору речи и специальному брайлевскому дисплею, который воспроизводит текстовую информацию шрифтом Брайля на специальной строке. В свою очередь, оператор может отсканировать любое изображение на сканере, ввести текст из обычной или брайлевской клавиатуры, с брайлевского дисплея.

Фактически, компьютерный тифлокомплекс представляет собой комплект для оборудования рабочего места незрячего специалиста, школьника или студента.

Если вы хотели получить некоторое представление о компьютерном тифлокомплексе, надеемся, вы его уже получили. Если же у вас есть желание или необходимость исследовать тему более тщательно - предлагаем продолжить чтение материала далее. Мы изложим тезисы сторонних специалистов и наши, основанные на более двадцатилетнем опыте пользования компьютером с программами синтеза речи и 16-летним опытом обучения незрячих людей работе на компьютере в Харьковском социально-реабилитационном центре незрячих.

Поговорим об отдельных компонентах компьютерного тифлокомплекса:

Компьютер

Роль компьютера и программ синтеза речи для слепых людей трудно переоценить и можно сравнивать с такими выдающимися изобретениями как паровая машина или электричество, которые изменили и подтолкнули цивилизацию человечества. Дело в том, что слепой человек, прежде всего, ограничен не в передвижении, а в получении информации, ее обмене, общении, возможности эффективно учиться и поддерживать квалификацию, работать в современных условиях информационных технологий. Компьютер способен если не решить эти проблемы полностью, то существенно помочь в их решении. Если раньше незрячий студент должен был записывать материал на лекциях шрифтом Брайля или полностью полагаться на свою память, то теперь к его услугам появился компьютер с возможностью найти множество литературы в сети Интернет или отсканировать любой учебник с возможностью прослушивать необходимые тексты, работать с ними, набирать на компьютере собственные научные статьи или работы, обмениваться информацией со всем миром.

Конфигурация компьютера в тифлокомплексе

Если 5-10 лет назад определяющим фактором для выбора конфигурации компьютера были непосредственно программы экранного доступа с синтезом речи, то сейчас для их эффективной работы хватает мощностей даже бюджетных портативных компьютеров. Впрочем, необходимо учитывать задачи, для решения которых будет применяться тифлокомплекс. Если планируется использование компьютерного тифлокомплекс для оптического распознавания текстов со сложным форматированием, автоматического перевода на другие языки больших массивов текста, операции компиляции или перекодирования файлов, расчета сложных задач со многими параметрами, при подборе конфигурации необходимо это учитывать. Даже работа в текстовых редакторах или сети Интернет, если для ее эффективности необходимо одновременное открытие многих текстовых файлов и web-страниц, требует от системы лишних ресурсов, процессорной мощности и оперативной памяти. Для компьютерных тифлокомплексов задействованных в библиотеках, очень важными будут параметры жесткого диска, его объем и скорость, наличие достаточного количества оперативной памяти и процессорных мощностей для осуществления быстрого поиска необходимых файлов или, особенно, фрагментов текста в огромном массиве фондов библиотеки.

Портативный или стационарный компьютер?

Спорить какой компьютер лучше, стационарный или портативный - пустое дело. Решение надо принимать с учетом весомости преимуществ и недостатков указанных вариантов. Преимущества портативности понятны: ноутбук можно использовать дома и на работе, в командировке и в отпуске, в путешествиях, на различных мероприятиях и совещаниях. Для него не нужно покупать дополнительно монитор, клавиатуру, мышку, блок бесперебойного питания. Эти преимущества очень весомы и об этом свидетельствует постоянный рост продаж портативной компьютерной техники на фоне падения продаж стационарных ПК. Впрочем, свои недостатки портативная техника также имеет: проблема перегрева при длительном использовании с ресурсоемкими программами, осложнения модернизации, установки дополнительных жестких дисков и оперативной памяти, относительно худшую эргономику клавиатур ноутбуков по сравнению с внешними клавиатурами, и тому подобное. Да, есть такие задачи, для которых действительно портативные компьютеры использовать нецелесообразно: серверные узлы, вычислительные центры, архивы, библиотеки. Для остальных задач портативная техника окажется не менее эффективной и никто не запрещает подключить к ноутбуку внешнюю клавиатуру или мышку, внешние винчестеры, модемы, CD и DVD приводы, и тому подобное.

Учитывая то, что для незрячего человека возможность получения и обмена информацией в любом месте является еще более важным, чем для зрячих людей, мы однозначно рекомендуем включение портативного варианта компьютера в состав аппаратно-программного тифлокомплекса с синтезом речи. При этом эргономика клавиатуры подбирается таким образом, чтобы не усложнять работу слепого оператора.

Стоит ли использовать специальную брайлевскую тифлоклавиатуру с коммутатором?

Не знаете что это за клавиатура? Суть в том, что вместо всего блока букв, цифр и знаков препинания, брайлевская клавиатура имеет только ограниченное количество функциональных клавиш и 6 или 8 клавиш для ввода символов по принципу брайлевского алфавита, с помощью одновременного нажатия на соответствующие клавиши, соответствующие точкам брайлевского шрифта.

Приведем цитату из научной работы сотрудников Киевского реабилитационного центра УТОС:

"На нашу думку доцільно, щоб кожний комп'ютерний тифлокомплекс, який закуповується в централізованому порядку, обов'язково комплектувався Брайлівською клавіатурою "СКУТ-І" виробництва Донецького науково-виробничого кооперативу "СКУТ". Брайлівська клавіатура "СКУТ-І" не тільки функціонально повністю замінює стандартну комп'ютерну клавіатуру, але й надає незрячому користувачеві такий додатковий сервіс, який не може надати звичайна стандартна клавіатура:

  1. При роботі з різномовними текстами не потрібно слідкувати за перемиканням алфавітів (тобто роз¬кладок клавіатури), оскільки Брайлівська клавіатура самостійно проводить переключення на англійський, український, російський або німецький алфавіт, розпізнаючи код введеної Брайлівської букви чи символу, і самостійно миттєво посилає скан-коди комбінації клавіш, які перемикають алфавіт для настройки на той алфавіт, до якого відноситься введений Брайлівський символ. Це підвищує точність і безпомилковість вводу.
  2. Немає потреби натискувати клавіші чи для введення великих букв, а також не потрібно натискувати кла¬вішу для вводу тих спеціальних символів, які зазвичай вводяться тільки при натискуванні клавіші - ці операції клавіатура проводить самостійно, що спрощує і прискорює ввід інформації.
  3. В Брайлівській клавіатурі є режим утримання клавіш, який дає можливість інваліду по зору з додатковим каліцтвом рук виконувати набір інформації. Наприклад, можна набирати інформацію од¬нією рукою з одночасним читанням цієї інформації по Брайлю другою.
  4. Брайлівська клавіатура дозволяє вводити інформацію, як в восьмикрапкових комп'ютерних, так і в загальноприйнятих шестикрапкових кодах Брайля, що знову ж таки спрощує і прискорює ввід інформації.
  5. В Брайлівській клавіатурі є автономне підзвучування вводу натиснутих комбінацій клавіш різної тональності і мелодійності для правильних і помилкових комбінацій для букв різних алфавітів, символів та цифр. Це дає додатковий аудіоконтроль вводу інформації. Такий сервіс є особливо важливим, якщо на комп'ютері відсутня спе¬ціальна програма, яка озвучує клавіатуру або не встановлена програма мовного доступу до екрану чи Брайлівського дисплею.
  6. Брайлівська клавіатура дає можливість в шестикрапкових кодах вводити різні формули та вирази з математики, фізики, хімії, астрономії, нотної нотації, тощо для підготовки вставок в нав¬чальні посібники, науково-технічну літературу, яка готується до друку Брайлем на Брайлівському принтері.

Слід підкреслити, що для незрячого користувача редактор формул з графічними символами навіть з використанням програми мовного доступу до екрану і Брайлівського дисплею для самостійної роботи є недоступним. Брайлівська клавіатура може використовуватись на будь-якому комп'ютері без попереднього установлення драйверів чи спеціального програмного забезпечення. При завантаженні комп'ю¬тер розпізнає її як стандартну. Брайлівську клавіатуру можна підключити за допомогою комутатора до тифлокомплексу разом із стандартною клавіатурою для одночасної роботи зрячого і незрячого користувачів. Знання шрифту Брайля та вміння працювати на механічній Брайлівській друкарській машин¬ці дозволяє незрячому користувачу - початківцю тифлокомплексу відразу без підготовки оволодіти вводом інформації в кодах Брайля за допо¬могою Брайлівської клавіатури."

С уважением относимся к Сергею Картавцеву - преподавателю РЦ УТОС, и его руководителю - Федорцу Петру Семеновичу. Наверное, они действительно так считали почти десять лет назад, когда был опубликован материал, возможно это было написано, в свою очередь, из уважения к Метиженко Анатолию Ивановичу, тогдашнему главе Донецкого предприятия "Скут", выпускавшего эти клавиатуры. Но об ошибочности такого взгляда свидетельствует не только наш опыт работы с незрячими, но и, собственно, выражение самих же авторов цитируемой научной работы:

"Актуальним і дискусійним є питання, яке програмне забезпечення встановлювати на комп'ютері - загально поширене, універсальне, чи вузько спеціа¬лізовані програми, розроблені окремими програмістами. На наше переконання, недоцільно розробляти для незрячих спеціалізовану операційну систему або спеціалізовані офісні програми. Навпаки, слід орієнтуватися на загально поширені програмні засоби - MS Windows, MS Office, Internet Explorer, щоб якомога більше полегшити незрячим людям інтеграцію в сучасне комп'ютеризоване інформаційне суспільство, дати можливість незрячим людям на рівних консультуватися з питань використання стандартного програмного забезпечення з більш досвідченими зрячими користувачами комп'ютера. Звичайно, для реалізації такого підходу слід сконцентруватися на виключно вербальних комп'ютерних методиках навчання осіб з вадами зору, приділяти першочергову увагу існуючим програмам озвучення команд і піктограм, які зряча людина може бачити на екрані монітору, а також вивченню методів і прийомів роботи з "швидкими" клавішами стандартної клавіатури."

И уже с этим мы согласны полностью: интеграция незрячего специалиста будет более эффективна и полна, если он в своей работе сможет использовать стандартное оборудование и программное обеспечение, а не таскать за собой специальные клавиатуры, дисплеи, принтеры, печатные машинки и прочее.

Наш опыт свидетельствует о том, что даже полностью слепой человек пожилого возраста с полным отсутствием знаний по компьютерной технике и клавиатуры способен за считанные занятия овладеть стандартную клавиатуру на том уровне, который уже позволит ему самостоятельно работать. Что касается перечисленных преимуществ специальной брайлевской клавиатуры, то первые три преимущества можно достичь очень легко настройкой операционной системы, четвертое преимущество совсем кажется сомнительным, как и шестое, ибо легче вводить специальные символы из таблицы редактора или комбинацией клавиш, чем запоминать множество вариантов написания специальных символов по системе Брайля. Введённые специальные символы озвучиваются, поэтому пятого преимущества специальной клавиатуры тоже нет, тем более, что клавиатура только сигнализирует о наличии принятой комбинации клавиш, а не правильность применения специального символа, а вот синтезатор именно называет набранный символ, что значительно надежнее в плане контроля .

Господа, давайте будем честными, кто из нас в своей работе действительно использует брайлевскую клавиатуру?

О неэффективности этого пути свидетельствует и то, что практически нигде в мире не используют и не выпускают специальные брайлевские клавиатуры. Да, они есть в брайлевских дисплеях, в механических и электрических брайлевских печатных машинках, но не в виде отдельной или альтернативной компьютерной клавиатуры.

Приведём ещё цитату из статьи Дениса Петрова в газете "Зеркало недели" от 2007 года:

Недавно с производства была снята специальная клавиатура для незрячих. Спасибо тем, кто этого добился. Данное произведение научной мысли предназначалось для того, чтобы начинающим незрячим пользователям было комфортнее работать за компьютером. Но объясните мне, неразумному, зачем учить начинающего тому, что ему никогда не понадобится на практике? Хотя, пожалуй, я и сам знаю ответ на свой вопрос — чтобы Анатолий Мытыженко имел возможность получить за клавиатуру, стоящую в любом магазине тридцать гривен, целых 500. Именно столько стоила эта чудо-клавиатура.

Сканеры и принтеры в составе компьютерных тифлокомплексов

В современной сети Интернет теперь можно найти множество ответов на множество вопросов, воспользоваться фондами библиотек, найти инструкции по использованию различной техники и, даже, медикаментов. Тем не менее, чтобы определенный документ появился в сети, кто-то должен был его набрать и опубликовать, или отсканировать на сканере. Что же делать, если незрячему человеку надо прочитать документ, которого нет в сети? Ответ известен уже около двух десятков лет: воспользоваться сканером и программой оптического распознавания текстов. Именно так поступали мы в девяностых годах, сканируя литературу для обучения в институтах и ​​университетах. А после работы с текстом очень часто возникает необходимость напечатать его уже в отредактированном состоянии, или просто напечатать заявление в определенные инстанции, бухгалтерские отчеты или экспертные оценки, приказы или ходатайства. Чтобы донести свое мнение или потребности общественности, слепому специалисту, как и зрячему, в большинстве случаев необходим принтер. Тем более, что слепой человек не может написать заявление или любой другой документ шариковой ручкой, в отличие от зрячего.

Конфигурация принтера не имеет особого значения, надо только учитывать стоимость одной напечатанной страницы, а она значительно дешевле в лазерных монохромных принтерах. Впрочем, если будущий пользователь имеет необходимость печатать цветные изображения - это не отразится на стоимости тифлокомплекса, а лишь на будущих затратах пользователя.

В большинстве случаев, чтобы сохранить место на рабочем столе, экономить разъемы подключения и средства, мы рекомендуем в состав тифлокомплекса включать многофункциональные устройства печати и сканирования, так называемые МФУ.

Специальное программное обеспечение в аппаратно-программном тифлокомплексе с синтезом речи

Исходя уже из полного названия тифлокомплекса, основой программной части является программа экранного доступа с синтезом речи. Именно эта программа проговаривает названия пунктов меню и ярлычков, читает тексты и называет набранные символы, озвучивает системные сообщения и помогает в навигации по заголовкам, ссылкам, абзацам и маркерам. Программа экранного доступа способна озвучивать любую текстовую информацию и называть графические объекты, хотя, конечно, описывать графические изображения или фото программа еще не умеет.

Если в девяностых годах написания программ речевого синтеза было прерогативой программистов-любителей, а не компаний, то уже с двухтысячных годов ситуация значительно изменилась, особенно в англоязычном сегменте. Последние версии операционной системы Windows уже имеют встроенные программы экранного доступа с синтезом речи, хотя сравниться по функционалу со специальными программами такого типа они еще не могут.

Многие годы бесспорным лидером в Мире как по количеству клиентов-потребителей, так и по доступному функционалу, была программа JAWS for Windows™ компании Freedom Scientific Inc. И теперь она остается очень популярной, но, в силу своей значительной стоимости, большее распространение получает сейчас программа экранного доступа NVDA, разработанная компанией NV Access. Кроме своей бесплатности, программа подкупает легкостью установки и использования, меньшим ресурсопотреблением. Фактически, программа NVDA сейчас не уступает функционалом дорогому конкуренту, ее обновления также являются бесплатными и более оперативными. По нашему мнению, сейчас единственным оправданием комплектации тифлокомплекса программой JAWS for Windows™ является включение в состав тифлокомплекс брайлевского дисплея FOCUS BLUE производства той же компании Freedom Scientific Inc.

В зависимости от поставленных задач, тифлокомплекс может оснащаться и дополнительным программным обеспечением, позволяющим увеличивать изображения на экране или обрабатывать отсканированные изображения.

Мы закончили с вами обсуждения стандартной комплектации аппаратно-программного компьютерного тифлокомплекса с синтезом речи. Однако, как возможное расширение тифлокомплекса, часто упоминаются брайлевский дисплей и брайлевский принтер. Рассмотрим и эти приборы нашим неомраченным, хоть и не очень здоровым глазом:

Брайлевский дисплей в составе аппаратно-программного компьютерного тифлокомплекса с синтезом речи

Брайлевский дисплей фактически является не только дисплеем, но и клавиатурой для навигации и ввода по системе Брайля. Кроме навигационных клавиш он имеет 6 клавиш, отвечающих за ввод соответствующих точек шрифта Брайля для формирования букв, цифр, стандартных и специальных знаков и символов.

Насколько и для чего может быть полезным брайлевский дисплей?

Для продвижения любого продукта на рынок необходим реальный спрос или лобби и определенные усилия производителя и заинтересованных лиц в создании ажиотажа, искусственного спроса, а то и просто законодательных актов, которые заставляют государство или определенные организации закупать определенное оборудование. Да, жестко, но это правда. Те миллионы и сотни тысяч, которые были потрачены на "очень полезны" и даже "крайне необходимые" приборы, могли бы были потрачены на оснащение офтальмологических клиник, строительство санатория для слепых или просто на пользу каждому из инвалидов по зрению, а не определенным деловым людям.

Откуда такое отношение? Да опять-таки, стоит спросить тех незрячих людей, имеющих доступ к указанным приборам, как часто они их используют и почему на коробках с брайлевскими дисплеями по сантиметру пыли?

Теперь заканчиваем с эмоциями и переходим к доказательной базе:

  1. Брайлевский шрифт знают и способны использовать только 5-10% от всех инвалидов по зрению. Некоторые вообще его не учили, потому что потеряли зрение не в детстве, а некоторые просто не имели практики письма и чтения, так и потеряли навыки.
  2. Далеко не каждый из тех, кто знает шрифт Брайля, способен быстро освоить ввод текстов с использованием клавиатуры дисплея. Это только кажется, что вместо проколоть первую и вторую точку стоит только одновременно нажать первую и вторую клавишу, чтобы написать букву "Б". Нет навыка, нет мускульной памяти пальцев, надо каждый раз вспоминать точки в букве и какие именно надо нажать клавиши. Получается как в анекдоте, что сороконожка не могла бы ходить, если бы задумалась как ноги надо переставлять. Так это буква "Б" всего из двух точек, а с другими?
  3. Да, ребенку физически легче нажать на клавиши брайлевского дисплея, чем проколоть плотную брайлевскую бумагу. Но у ребенка не будет брайлевского дисплея всю жизнь, потому что дисплей очень дорог, для него необходим еще компьютер, он ненадежен в пользовании, имея маленькие подвижные штифты на брайлевской строке, которые часто выходят из строя из-за попадания пыли, грязи, пота или просто по собственному желанию или по соглашению сторон. Так может пусть ребенок привыкает к нагрузкам колоть брайлевские буквы? Не слишком ли дорогие эти игрушки?
  4. бытует также мнение, что брайлевский дисплей действительно никому не нужен, кроме программистов и музыкантов, которые часто вводят и читают специальные символы, не озвучиваемые синтезаторами речи и их только можно прочитать тактильно на брайлевском дисплее. Это также не соответствует действительности. Если человек уже знает как писать специальный символ, то уж точно будет знать как он называется синтезатором речи, тем более, что все это можно подредактировать и заставить синтезатор называть любой символ как тебе заблагорассудится. А что до программистов, то приводим цитаты из материала, опубликованном на ресурсе "Хабрахабр":

Фото Флориана Бэйджэрса"-Это я: Флориан Бэйджэрс, или Zersiax, как меня знают в кодерских кругах. Мне сказали, что я здесь хорошо получился.

-Как ты можешь читать то, что я написал?

-Я люблю этот вопрос, потому что он позволяет мне сразу же объяснить, как слепые люди пользуются компьютером. У многих людей сложилось впечатление, что слепые могут пользоваться только особыми, специально адаптированными компьютерами. Так думают даже некоторые из моих знакомых, у которых есть проблемы со зрением. Позвольте мне развеять это заблуждение прямо здесь и сейчас. Сейчас я печатаю этот текст на обычном ноутбуке Dell Inspirion 15r SE, который можно купить в любом компьютерном магазине, продающем не самые новые ноутбуки. На нём запущена Windows 8 (я её не выбирал, но заменять её слишком проблематично из-за UEFI). Для подготовки его к использованию я всего лишь установил туда NVDA — экранный диктор с открытым исходным кодом. Экранный диктор обычно просто читает вслух то, что на экране. Он сообщает вам текстовое содержание экрана синтезированным (похожим на Siri) голосом. Экранный диктор также позволяет работать с дисплеем Брайля — устройством вывода для чтения на ощупь."

Теперь ещё одна цитата от незрячего актёра и программиста:

Дэвид Стрэтэйрн играет слепого хакера и телефонного фрика Эрвина Эмори по прозвищу Whistler в триллере 1992 года "Тихушники". Его персонаж пользуется компьютером с помощью дисплея Брайля.

-Но… как ты пишешь код?

-If открывающая скобка x равно пяти закрывающая скобка открывающая фигурная скобка print открывающая скобка кавычка hello world восклицательный знак кавычка закрывающая скобка закрывающая фигурная скобка.

Это то, как я слышу типичный блок «Если» в похожем на Java языке программирования. Довольно подробно, как видите. Я стараюсь отключать упоминания скобок, если мне не нужно специально проверять их расстановку при ловле ошибок, так что я не схожу с ума от довольно многословных описаний знаков препинания. Другие решают эту проблему заменой «открывающей скобки» на что-то вроде «оскоб» или «начало», просто чтобы сохранить несколько миллисекунд. Скорость озвучки текста очень высока для непривычных к этому людей."

Теперь ещё ряд цитат без комментариев:

Пархам Даустэр, PHP-программист

"Я не пользуюсь клавиатурой Брайля. Использовать всего лишь 6 клавиш, которые ещё и нужно нажимать одновременно для каждого символа — это слишком медленно. Сотня клавиш, которые можно очень быстро нажимать друг за другом — это намного, намного быстрее. Дисплеем Брайля я тоже не пользуюсь. Вместо этого у меня стоит экранный диктор, настроенный на 420 слов в минуту. Это намного быстрее, чем читать с брайлевского дисплея."

Томми Маквильям, мобильный инженер в Quora

"Одному из моих лучших друзей в старшей школе поставили диагноз «наследственная оптическая нейропатия Лебера», когда он учился в выпускном классе. НОНЛ постоянно снижала его зрение и на первом году обучения в колледже мой друг почти полностью ослеп. Его специализацией была информатика, и то, как он программировал, было одной из самых невероятных вещей, которые я видел в жизни. Мой друг всегда ставил экранный диктор на максимальную скорость чтения (наверное, свыше 300 слов в минуту). Для сравнения, аудиокниги обычно звучат вдвое медленнее. Для меня это звучало как совершенно другой язык, но он его отлично понимал. Мой друг предпочитал использовать абсурдно старую версию Firefox (3.5 или вроде того), потому что она лучше всего поддерживала его экранный диктор. Практически все действия он выполнял горячими клавишами, передвигаясь по приложениям и окнам с ошеломляющей скоростью. Всё это, вкупе с 40-кратным увеличением, делало практически невозможными попытки проследить за его действиями. При этом он работал эффективнее многих виденных мной программистов."

Стив Дони

"Я работал в области доступности около 8 лет, потом устроился в Microsoft и работал над реализацией доступности в Windows. За это время я видел множество слепых программистов. Они пользовались множеством разнообразных техник и инструментов, но, в основном, это была стандартная клавиатура и речевой вывод. Были и клавиатуры Брайля, но мало кто пользовался ими ежедневно. На клавиатуре Брайля девять основных клавиш — по четыре для каждой руки и пробел; буквы вводятся комбинациями клавиш, составляющими алфавит Брайля. Как уже упоминали другие участники, ещё существует дисплей Брайля, с выдвигающимися и втягивающимися пластиковыми палочками. Но такие дисплеи невероятно дороги: 80-колоночный дисплей продавался за 8 000 $, хотя, я думаю, что он мог подешеветь за последние 20 лет."

Лукас Радэлли

"Я абсолютно слеп. Я работаю на Google, участвую в разработке алгоритма ранжирования. По моему опыту и по тому, что я слышал от многих других слепых программистов, наш способ программирования не сильно отличается от способа наших зрячих коллег. Я пользуюсь в основном текстовым редактором (Emacs с расширением Emacspeak, озвучивающим текст) и браузером для просмотра внутренних страниц Google с документацией и прочим. Главное отличие в том, что мы или слушаем то, что на экране, или читаем на дисплее Брайля. Ничего не могу сказать про использование этого дисплея, потому что у меня его никогда не было (слишком дорого), но могу поделиться некоторыми мыслями о том, как программировать на слух."

Стоит еще что-то обсуждать по этой теме? Да, стоит, потому что, к сожалению, есть категория граждан, для которых брайлевский дисплей действительно является очень полезным, даже - крайне необходимым. Это - слепоглухие люди. Они не могут получать информацию ни визуально, ни аудиально, общаться с неподготовленными людьми они не могут без посторонней помощи. Брайлевский дисплей в сочетании с портативным компьютером или, хотя бы, смартфоном, мог бы во многих случаях помочь слепоглухому человеку общаться с окружающими, но мы не знаем ни одного такого слепоглухого человека, имеющего этот дисплей в пользовании.

Брайлевский принтер в составе компьютерного тифлокомплекса

Брайлевский принтер - это очень дорогая, очень шумная и габаритная штука. Для большинства скоростных моделей брайлевских принтеров применяются специальные звукопоглощающие шкафы. Использование брайлевского принтера в составе компьютерного тифлокомплекса может быть целесообразным, если предполагается печать материалов шрифтом Брайля для массового использования, для школ, детских садов и тому подобного. Закупку брайлевского принтера исключительно для собственного использования считаем абсолютно нецелесообразным. Небольшой объем можно напечатать и вручную или попросить об этом в какой-то организации, которая такой принтер имеет.

Ну вот, мы прошлись по стандартному и расширенному составу аппаратно-программных компьютерных тифлокомплексов с синтезом речи. Но все ли на эту тему сказано? Если рассматривать компьютерный тифлокомплекс как комплексное оборудование рабочего места незрячего специалиста, то некоторые вещи не были учтены и упомянуты. Поговорим и о них:

Механические или электрические пишущие машинки шрифтом Брайля

Помню, как в начале восьмидесятых годов к нам в Харьковскую школу-интернат для слепых детей закупили полтора десятка брайлевских печатных машинок. Поставили их на столы в кабинете русского языка и литературы, сначала не давали прикасаться, но кто послушает и зачем закупали, если не использовать? Попытались использовать. Мы были в пятом или шестом классе, конечно - уже хорошо писали, но одно дело писать грифелем, а другое - нажимая на клавиши. Шума поднялось много, учитель не знает к кому бежать, все пытаются печатать, кто вытащил бумагу из машинки, а кто-то пытается вставить, гдето столкнули машину со стола, а у других с неё уже какая-то проволока торчит и каретка уже не двигается. После нескольких дней издевательств над техникой и учителем, машинки убрали из кабинета и больше мы их не видели до самого окончания школы.

Можно, конечно, обвинить нас - дикарей, учителя или администрацию школы, что процесс обучения "цивилизованной печати" проходил неорганизованно. Можно с этим согласиться, но и за те несколько дней я, лично, сделал определенные выводы относительно машинки:

  1. Самостоятельная заправка бумаги в машинку была делом нелегким и небыстро. А как записать материал, который диктовали во время перезаправки бумаги?
  2. Если по ошибке нажал не те клавиши, не так просто и быстро найти место, к которому нужно вернуть коретку, чтобы зачеркнуть или доколоть определенную точку.
  3. Наверное скорость печати у нас бы выросла, если бы мы использовали машину часто. Но это не было бы значительно быстрее, если бы вообще когда-то было. Если ребенка не учить писать грифелем, а сразу с ним учиться печатать на машинке, ребенок так и не сможет писать грифелем. Это только кажется, что принцип похож, но чтобы писать быстро и правильно, необходимо писать не задумываясь, только на мышечной памяти. Поэтому надо или практиковать и ручное и машинное написание, или что-то одно. Если выбирать, наш выбор- грифель, который можно положить вместе с доской в сумочку или карман и применить где надо. Можно таскать с собой печатную машинку, даже если она будет у каждого?

С тех пор прошло много лет, мы даже не думали, если честно, что кто-то до сих пор продает и покупает эти машины. Если тогда, хотя бы теоретически, машинки можно было рекомендовать незрячим писателям или кому-то с подобной профессией, то сейчас за те же деньги что механическая брайлевская машинка, можно приобрести пару ноутбуков и набирать тексты, не переводя тонны дорогой брайлевской бумаги. При этом текст можно будет редактировать, исправлять и т.д. - сами понимаете.

Что касается электрических печатных машинок шрифтом Брайля, то они еще в несколько раз дороже и мы не слышали ни об одном случае их закупки в Украине.

Диктофоны и DAISY плееры

А вот диктофоны и цифровые плееры забыты незаслуженно. Точнее - они не очень то и забыты, потому что каждый незрячий студент или, например, юрист, в большинстве случаев имеет и активно применяет диктофон в обучении и в своей работе. Жаль только, что они сейчас не выдаются государством хотя бы студентам и работникам интеллектуальной сферы. Оперативно записать нужную информацию можно только диктофоном.

DAISY формат же, позволяет использовать в работе и учебе специальную литературу, содержащую как текстовую часть, так и аудио. То есть, материал можно прослушивать, но и навигация, и поиск по материалу возможен как по тексту.

Больше о формате можно почитать в статье Формат DAISY для электронных книг.

Теперь, вроде, всё. Хотя жизнь продолжается, прогресс непрерывен, и со временем мы сможем добавить в свой обзор еще какие-то полезные устройства или программы. Будем благодарны за ваши мнения относительно материала. Надеемся, что кому-то мы помогли все понять, а кого-то запутали окончательно. ))

В статье использовались цитаты из следующих сайтов:

© Москалец С.Д. руководитель Харьковского социально-реабилитационного центра незрячих.

Оценки магазина

Средняя оценка магазина
4,9
Всего оценок: 71
Харьковский социально-реабилитационный центр незрячих, , Магазин для незрячих © 2014-2017