Определение ОВЗ
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) — нарушение психического и/или физического здоровья. Сферы образования и медицины определяют ОВЗ одинаково: ограниченные возможности здоровья, которые накладывают ограничения в повседневной жизнедеятельности.
В сфере образования к отклонениям относятся нарушения зрения, ОДА (опорно-двигательного аппарата), речи, интеллектуального развития и общения, в том числе и задержка психического развития.
Медицинская расшифровка приведена в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков» (МКФ-ДП). Нарушением считаются проблемы при развитии физических и психических функций и структур организма. МКФ-ДП выделяет 5 уровней нарушения в процентном соотношении и 4 уровня задержек, при том, что последние могут исчезнуть.
Категории ОВЗ
Ограниченные возможности здоровья условно можно разделить на 8 категорий:
Неслышащие или глухие дети без речи.
К этой категории относятся дети, рано потерявшие слух или потерявшие его до развития речи, со слуховыми проблемами с рождения. У них плохо развиты память и внимание, им сложнее определять причинно-следственные связи, свойства и отношения.
После обучения речи встречаются преимущественно слова-предметы, мало описаний или действий.
Слабослышащие дети.
К ним относятся дети, у которых слух отсутствует частично, либо был потерян после того, как сформировался определенный речевой запас. Дети из этой категории также страдают тугоухостью, патологиями речи и недоразвитостью речевого аппарата. Они продолжают развивать речь и увеличивать запас слов. Из-за отсутствия восприятия на слух получаемая информация сильно искажается, и способности к дальнейшему обучению зависят от психических и познавательных процессов, которые сформировались у ребенка до потери слуха.
Главная задача обучения – улучшить зрительное восприятие и концентрацию на губах говорящего. Вследствие этого, повышается внимательность и развивается зрительная память.
Поможет ускорить развитие таких навыков кукольный театр Тифлоцентра “Вертикаль”. Помимо игровой функции, театр способствует обогащению эмоционального восприятия детей и обучает эмпатии через проигрывание ролей на “сцене” театра.
Нарушение зрения.
К данной категории относятся Незрячие, слепорожденные, ослепшие до 3 лет дети. В виду полного отсутствия зрительного восприятия обучение детей осложняется - используемые слова часто не сопоставимы с реальными образами.
Слабовидящие и поздноослепшие.
Обучение таких детей основано на полисенсорном опыте: вместо одного анализатора используется другой. Эти дети могут познавать мир с помощью осязания за счет чувствительности к вибрациям.
Упростить обучение детей с нарушением зрительного восприятия призвана “БрайльБука” - интерактивная мини-азбука для изучения алфавита по точечной системе Брайля в игровой форме.
Кукольный театр также подойдет для незрячих и слабовидящих детей. Он оборудован интерактивной звуковой панелью, информация на которой продублирована шрифтом Брайля. Это позволяет слепым детям принимать участие в создании спектаклей.
Тяжелая речевая патология.
В эту группу входят дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков. Во время обучения с следует прибегнуть к ритмике, музыке и гимнастике — это помогает восстановить устойчивый познавательный интерес. Интерактивный кукольный театр способствует развитию речи и коммуникативных навыков в форме игры.
Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА).
К данной категории относятся дети с ДЦП, нарушениями ОДА, вялыми параличами конечностей. У таких детей больше развито вербальное мышление, дополнять обучение нужно посильно трудовой деятельностью — это научит их переключать внимание и снизит вялость.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
У детей с такой патологией повышена утомляемость и присутствуют трудности в усвоении знаний.
При обучении надо учитывать малый запас сил, проблемы с долгой концентрацией и вниманием. Если учить детей в спокойной обстановке, с частыми перерывами и понятными заданиями, каждый покажет знания, приближенные к стандарту.
Отклонение интеллектуального развития.
Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Им тяжело принимать обучение из-за искаженного восприятия мира. Зачастую эта категория может овладеть речью, пусть достаточно скромной и с большим количеством грамматических и фонетических ошибок.
Основная форма работы – трудовое обучение.