Что такое ОВЗ?

Определение ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) — нарушение психического и/или физического здоровья. Сферы образования и медицины определяют ОВЗ одинаково: ограниченные возможности здоровья, которые накладывают ограничения в повседневной жизнедеятельности.

В сфере образования к отклонениям относятся нарушения зрения, ОДА (опорно-двигательного аппарата), речи, интеллектуального развития и общения, в том числе и задержка психического развития.

Медицинская расшифровка приведена в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков» (МКФ-ДП). Нарушением считаются проблемы при развитии физических и психических функций и структур организма. МКФ-ДП выделяет 5 уровней нарушения в процентном соотношении и 4 уровня задержек, при том, что последние могут исчезнуть.

Категории ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья условно можно разделить на 8 категорий:

Неслышащие или глухие дети без речи.

К этой категории относятся дети, рано потерявшие слух или потерявшие его до развития речи, со слуховыми проблемами с рождения. У них плохо развиты память и внимание, им  сложнее определять причинно-следственные связи, свойства и отношения.

После обучения речи встречаются преимущественно слова-предметы, мало описаний или действий.

Слабослышащие дети.

К ним относятся дети, у которых слух отсутствует частично, либо был потерян после того, как сформировался определенный речевой запас. Дети из этой категории также страдают тугоухостью, патологиями речи и недоразвитостью речевого аппарата. Они продолжают развивать речь и увеличивать запас слов. Из-за отсутствия восприятия на слух получаемая информация сильно искажается, и способности к дальнейшему обучению зависят от психических и познавательных процессов, которые сформировались у ребенка до потери слуха.

Главная задача обучения – улучшить зрительное восприятие и концентрацию на губах говорящего. Вследствие этого, повышается внимательность и развивается зрительная память.

Поможет ускорить развитие таких навыков кукольный театр Тифлоцентра “Вертикаль”. Помимо игровой функции, театр способствует обогащению эмоционального восприятия детей и обучает эмпатии через проигрывание ролей на “сцене” театра.

Нарушение зрения.

К данной категории относятся Незрячие, слепорожденные, ослепшие до 3 лет дети. В виду полного отсутствия зрительного восприятия обучение детей осложняется -  используемые слова часто не сопоставимы с реальными образами.

Слабовидящие и поздноослепшие.

Обучение таких детей основано на полисенсорном опыте: вместо одного анализатора используется другой. Эти дети могут познавать мир с помощью осязания за счет чувствительности к вибрациям.

Упростить обучение детей с нарушением зрительного восприятия призвана “БрайльБука” - интерактивная мини-азбука для изучения алфавита по точечной системе Брайля в игровой форме.

Кукольный театр также подойдет для незрячих и слабовидящих детей. Он оборудован интерактивной звуковой панелью, информация на которой продублирована шрифтом Брайля. Это позволяет слепым детям принимать участие в создании спектаклей.

Тяжелая речевая патология.

В эту группу входят дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков. Во время обучения с следует прибегнуть к ритмике, музыке и гимнастике — это помогает восстановить устойчивый познавательный интерес. Интерактивный кукольный театр способствует развитию речи и коммуникативных навыков в форме игры.

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА).

К данной категории относятся дети с ДЦП, нарушениями ОДА, вялыми параличами конечностей. У таких детей больше развито вербальное мышление, дополнять обучение нужно посильно трудовой деятельностью — это научит их переключать внимание и снизит вялость.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

У детей с такой патологией повышена утомляемость и присутствуют трудности в усвоении знаний.

При обучении надо учитывать малый запас сил, проблемы с долгой концентрацией и вниманием. Если учить детей в спокойной обстановке, с частыми перерывами и понятными заданиями, каждый покажет знания, приближенные к стандарту.

Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Им тяжело принимать обучение из-за искаженного восприятия мира. Зачастую эта категория может овладеть речью, пусть достаточно скромной и с большим количеством грамматических и фонетических ошибок.

Основная форма работы – трудовое обучение.